|
|||||||||||||||||||||||||||
|
О ВВЕДЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ
И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в школьные программы элементов статистики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют вероятностно статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека. Без минимальной вероятностно-статистической грамотности трудно адекватно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. Современные физика, химия, биология, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятностно статистической базе, и без соответствующей подготовки невозможно полноценное изучение этих дисциплин уже в средней школе. Изучение элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной и старшей школе станет обязательным после утверждения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Но в связи с тем, что внедрение в практику работы этого нового материала требует нескольких лет и нуждается в накоплении методического опыта, Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям начинать его преподавание в основной школе с 2003/04 учебного года. При этом предлагается ориентироваться на следующее содержание: Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, подсчет числа вариантов с помощью правила умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Диаграммы Эйлера. Средние результатов измерений. Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. Перечисленный круг вопросов представляет собой некоторый минимум, доступный учащимся основной школы и достаточный для формирования у них первоначальных вероятностно статистических представлений. Об этом свидетельствует опыт практического преподавания соответствующего материала во многих регионах Российской Федерации, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Орле, Туле, Калининграде, Архангельске, Волгограде, Хабаровске, Челябинской, Ярославской, Вологодской, Пермской, Омской областях, Республике Карелия, Чувашской Республике — Чувашии, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и др. В старшем звене эта линия получит дальнейшее развитие. Для внедрения указанного содержания в практику созданы реальные условия. Имеется учебно методическое обеспечение, позволяющее включать элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей в учебный процесс. Ряд учебников содержит соответствующий материал как органическую часть курса, к другим подготовлены специальные вкладыши. Помимо этого есть публикации, раскрывающие методику преподавания названного материала как по конкретным учебникам, так и в общем плане. Изучение элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей целесообразно начать в 5–6 классах или в 7 классе — в зависимости от системы изложения в учебнике, по которому ведется преподавание. Необходимое время может быть найдено за счет отказа от рассмотрения с учащимися вопросов, которые не входят в обязательный минимум содержания основной школы (корень степени n, степень с дробным показателем, метод интервалов, тригонометрический материал в курсе алгебры), но сохраняются в ряде учебников и в практике работы учителей. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации предлагается в течение 2003/04 учебного года создать
организационно-педагогические условия для введения новой содержательной
линии в практику преподавания математики, в частности,
организовать в учреждениях системы повышения квалификации
работников образования подготовку учителей к преподаванию
элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
При разработке программ переподготовки можно ориентироваться
на вариант, опубликованный в журнале "Математика в
школе" (приложение).
Минобразование России считает, что за ближайшие три года будет
накоплен опыт преподавания элементов статистики и теории вероятностей
и осуществлена переподготовка учителей.
В этот период задания по вероятности и статистике не должны включаться
в материалы для административного контроля. Элементы комбинаторики,
статистики и теории вероятностей не будут входить и в
материалы для итоговой аттестации выпускников основной школы.
Первый заместитель министра В. А. БОЛОТОВ Приложение Учебники, включающие элементы комбинаторики, статистики, теории вероятностей: 5–6 классы 1. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение, Дрофа, 2000–2003. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Дрофа, Просвещение, 2000–2003. 2. Арифметика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 1999–2002. Арифметика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2000–2002. 3. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2002. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2003. 4. Математика: Учебник собеседник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. — М.: Просвещение, 2000–2002. Математика: Учебник-собеседник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, И. О. Коряков, М. В. Волков. — М.: Просвещение, 2000–2002. 7–9 классы 5. Математика: Арифметика, алгебра, анализ данных: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.: Дрофа, 2000–2003. Математика: Алгебра, функции, анализ данных: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.: Дрофа, 2000–2003. Математика: Алгебра, функции, анализ данных: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева. — М.: Дрофа, 2000–2003. 6. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 1999–2002. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2000–2002. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В.Шевкин. — М.: Просвещение, 2001–2002. Вкладыши к учебникам 7. Мордкович А. Г., Семенов П. В. События. Вероятность. Статисnика: Дополнительные материалы к курсу алгебры для 7–9 кл. — М.: Мнемозина, 2002. (К учебникам А. Г. Мордковича.) 8. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра, 7–9 кл.: Элементы статистики и вероятность. — М.: Просвещение, 2003. (К учебникам А. Ш. Алимова и др.). Дополнительная литература 9. Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика, 5–9 кл. — М.: Дрофа, 2002. 10. Бунимович Е. А. Вероятностностатистическая линия в базовом школьном курсе математики. — Математика в школе, N 4, 2002. 11. Бунимович Е. А., Суворова С. Б. Методические указания к теме "Статистические исследования". — Математика в школе, N 3, 2003. 12. Мордкович А. Г., Семенов П. В. События, вероятности, статистическая обработка данных. — Математика (приложение к газете "Первое сентября"), N 34, 35, 41, 43, 44, 48, 2002; N 11, 17, 2003. 13. Селютин В. Д. О формировании первоначальных стохастических представлений. — Математика в школе, N 3, 2003. 14. Селютин В. Д. О подготовке учителей к обучению школьников стохастике. — Математика в школе, N 4, 2003. 15. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Элементы статистики в курсе математики 7–9 классов основной школы. — Математика в школе, N 3, 2003. 16. Ткачева М. В. Анализ данных в учебниках Н. Я. Виленкина и других. — Математика в школе, N 5, 2003. Материалы для организации переподготовки учителей 17. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей / В. А. Булычев, Е. А. Бунимович. — Математика в школе, N 4, 2003. |
||||||||||||||||||||||||||
Олимпиады |
Научные школы |
Учительская |
История математики |
Учредители и спонсоры
|
©, Copyright |