Ларичев Павел Афанасьевич
(16.02.1892 - 1963)
Павел Ларичев родился 16 февраля 1892 года в уездном городе Грязовце Вологодской губернии. Сам он так писал в своей автобиографии: ?Родители мои, мещане по сословию, занимались земледелием, имели надел земли и сельскохозяйственный инвентарь.
Большая семья (9 человек детей), тесное помещение, вечная забота о куске хлеба - моё детство. Бегая без всякого присмотра, я сломал ногу, когда мне было ещё около трёх лет. Это обстоятельство определило мою дальнейшую жизненную дорогу. Как неспособного к физическому труду, родители не отдали меня по семейному обычаю в ?мальчики?, а отвели в школу, и я стал учиться в Грязовецком городском училище?.
Окончив городское училище в 1907 году и ?получив от родителей 3 рубля?, Павел Ларичев поступил в Тотемскую учительскую семинарию для подготовки к званию народного учителя. В качестве учителя работал в селе Новленском Вологодской губернии и получал 28 рублей 20 копеек в месяц. Уже в этот период он начал проявлять глубокий интерес к педагогической науке. В 1918 году Павел Афанасьевич поступил на физико-математический факультет Вологодского педагогического института, где получил специальное высшее педагогическое образование.
В 1922 году Ларичев возвратился в Грязовец, где стал преподавать математику в учительской семинарии, преобразованной впоследствии в педагогический техникум. В 1923 году для продолжения педагогического образования он поступил на Высшие научно-педагогические курсы в Москве, которые окончил в 1925 году. По словам Павла Афанасьевича, на подготовку к педагогической работе он употребил в общей сложности 20 лет.
С 1927 года Ларичев вступает на путь самостоятельной научной работы в области методики преподавания математики. В 1932 году он был приглашен в только что организованный программно-методический институт в качестве старшего научного сотрудника, где принимал непосредственное участие в разработке школьных программ по математике.
С 1935 года Павел Афанасьевич начал преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях: он был приглашен в вечерний Московский городской педагогический институт на кафедру математики. Многие из учеников Ларичева по этому институту стали высоко квалифицированными преподавателями математики.
С 1937 по 1941 годы Павел Афанасьевич работал в Московском педагогическом институте имени Ленина в качестве руководителя педагогической практики.
В своей книге ?Откуда берутся учителя? А.В.Гладкий, преподаватель пединститута, пишет: ?...когда я был студентом, мы проходили практику в одной из лучших школ Москвы; там было много хороших учителей, к которым было интересно ходить на уроки. В ?моем? классе математику преподавал Павел Афанасьевич Ларичев, очень талантливый и очень опытный педагог. Интересно было, конечно, самим давать уроки. Наблюдать, как это делают товарищи, тоже было интересно. Общее настроение было приподнятое. И все же, оглядываясь назад, я вижу, что реальную пользу мы получили тогда от знакомства с хорошими учителями?, такими, как К.П.Сикорский и П.А.Ларичев.
В 1944 году Павла Афанасьевича пригласили в Министерство просвещения РСФСР. Высоко квалифицированный методист Ларичев работал над программами, над составлением и апробацией методических документов, рассмотрением рукописей учебников и методических пособий.
Многолетняя работа в качестве преподавателя, живое общение с учителями на посту методиста, посещение уроков, глубокое изучение опыта лучших учителей привели Ларичева к мысли о создании труда капитального значения, в котором должен быть обобщен не только личный опыт, но и опыт обширного учительского коллектива, с которым он соприкасался. И он начал кропотливую работу по составлению ?Сборника задач по алгебре?, потребность в котором давно назрела.
В 1951 году ?Сборник? был издан массовым тиражом. Его выход в свет произвел важный сдвиг в преподавании алгебры в школе.
Успех ?Сборника? обусловлен не только тем, что его автор проявил себя как смелый новатор педагогической мысли. Павел Афанасьевич упорно изучал наследие, оставленное лучшими представителями отечественной педагогической науки. Он сохранил в своей книге высокие достоинства, которыми всегда обладали самобытные произведения русской учебной литературы, к числу таких достоинств относятся строгая систематичность в подборе материала и в изложении, ясность, краткость, доступность учащимся и отсутствие бесполезного многословия.
Правительство высоко оценило общественно-педагогическую деятельность Ларичева, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1944 год), а в 1948 году - орденом Ленина. В 1947 году ему было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР. В 1950 году Павел Афанасьевич был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.
http://www.russev.ru/svn/art.php3?numid=306&page=7
Начал свой трудовой путь в 1911 году в школе села Новленское Вологодского уезда.
С 1913 по 1916 год П. А. Ларичев - студент Вологодского учительского института, по окончании которого получил назначение в г. Скопин Рязанской губернии.
В 1918 году Павел Афанасьевич снова в Вологде, теперь уже в педагогическом институте.
В 1922 году, получив диплом, стал преподавать математику в Грязовецкой учительской семинарии (позднее - педтехникум).
Получив возможность продолжить образование на двухгодичных Высших математических курсах, Павел Афанасьевич выезжает в 1923 году в Москву. Учебу он сочетал с работой в школе, связи с которой не порывал никогда (в последние годы жизни вел уроки математики в школе ? 43 Фрунзенского района Москвы).
За полтора десятилетия педагогической работы и учебы П. А. Ларичев приобрел немалый опыт, накопил большой материал. Творческий подход к труду не прошел незамеченным. В 1927 году П. А. Ларичева выдвигают на должность методиста по математике Сокольнического района Москвы. В том же году он начинает и литературную деятельность.
В связи с созданием Программно-методического института, П. А. Ларичев был приглашен на должность старшего научного сотрудника.
В те годы после известных постановлений ЦК ВКП(б) о школе (от 5. IX. 1931 г. и 25. VIII. 1932 г.) советские ученые-педагоги разрабатывают новые школьные программы. В этой работе П. А. Ларичев принимает самое непосредственное участие. Одновременно он пишет статьи, посвященные методике преподавания отдельных тем из курса математики.
С 1935 года П. А. Ларичев преподает в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина. В 1944 году он становится консультантом-методистом Управления школ Министерства просвещения РСФСР и вновь принимает участие в разработке программ, составлении методических документов, а также в рассмотрении рукописей учебников и методических пособий.
Тесная связь установилась у П. А. Ларичева с учителями столицы. Он участвует в совещаниях методистов при Московском институте усовершенствования учителей, читает лекции на годичных курсах, руководит семинарами, выступает с докладами, дает консультации. Это живое общение позволяет ему всегда знать, чем живут учителя, какие встречают затруднения, по каким вопросам ждут указаний и советов. В журналах ?Народное образование? и ?Математика в школе? появляются его статьи о письменных экзаменах на аттестат зрелости, о критериях оценки письменных работ учащихся, об изменении в программах, о преподавании математики по новым программам. Но особенно благодарны учителя П. А. Ларичеву за сборник задач по алгебре, который был издан в 1951 году в двух частях. Автор проявил себя как смелый новатор педагогической мысли. Он сохранил в своей книге те высокие достоинства (строгая систематичность в подборе материала и в изложении, ясность, краткость, доступность учащимся), которыми всегда обладали самобытные произведения русской учебной литературы.
Советское правительство высоко оценило общественно-политическую деятельность П. А. Ларичева. Он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени и медалями.
В 1947 году Павлу Афанасьевичу присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР. В 1950 году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.
http://www.booksite.ru/fulltext/ime/nav/olo/gzh/an/2.htm