Элементарная математика с точки зрения высшей. Том 1.
Арифметика, алгебра, анализ.
Кристиан Феликс Клейн
М.: Наука, 1987. 431 с.
|
Загрузить (Mb) |
djvu (5.26) |
pdf (-) |
ps (-) |
html (-) |
tex (-) |
|
В этой книге читатель найдет красивый этюд о пифагоровых числах и великой теореме Ферма, изящное изложение теории деления окружности, рассказ о кватернионах, прозрачно изложенную гауссову идею доказательства основной теоремы алгебры, доказательство трансцендентности чисел
e и
p, много крайне интересных подробностей из истории математики и ряд других вопросов.
Школьный преподаватель математики хорошо разбирается в вопросах методики преподавания своего предмета, но, как правило, судит об этих вопросах на уровне школьной программы и наличия межпредметных связей с другими, но именно школьными, предметами. Помочь ему подняться над этим уровнем, взглянуть на школьную математику с высоты научных и прикладных интересов - искреннее желание автора.
Содержание
Предисловие редактора.
Введение.
АРИФМЕТИКА.
I. Действия над натуральными числами.
1. Введение чисел в школе.
2. Основные законы арифметических действий.
3. Логические основы теории целых чисел.
4. Практика счета с целыми числами.
II. Первое расширение понятия числа.
1. Отрицательные числа.
2. Дроби.
3. Иррациональные числа.
III. Особые свойства целых чисел.
1. Роль теории чисел в школьном и университетском преподавании.
2. Простые числа и разложение на множители.
3. Обращение простых дробей в десятичные.
4. Непрерывные дроби.
5. Великая теорема Ферма.
6. Задача о делении окружности на равные части.
7. Доказательство невозможности построения правильного семиугольника циркулем и линейкой.
IV. Комплексные числа.
1. Обыкновенные комплексные числа.
2. Высшие комплексные числа, в особенности кватернионы.
3. Умножение кватернионов и преобразование поворотноо растяжения в пространстве.
4. Комплексные числа в преподавании.
V. Современное развитие и строение математики вообще.
1. Два различных ряда эволюций, по которым параллельно развивался математический анализ.
2. Краткий обзор истории математики.
АЛГЕБРА.
Введение.
I. Уравнения с действительными неизвестными.
1. Уравнения, содержащие один параметр.
2. Уравнения с двумя параметрами.
3. Уравнения с тремя параметрами.
II. Уравнения в области комплексных чисел.
A. Основная теорема алгебры.
B. Уравнения с одним комплексным параметром.
1. Двучленное уравнение zn=ω.
2. Уравнение диэдра.
3. Уравнения тетраэдра, октаэдра и икосаэдра.
4. Продолжение; вывод уравнений.
5. О решении нормальных уравнений.
6. Униформизация нормальных уравнений посредством трансцендентных функций.
7. Разрашимость в радикалах.
8. Сведение общих уравнений к нормальным.
АНАЛИЗ.
I. Логарифм и показательная функция.
1. Систематика алгебраического анализа.
2. Историческое развитие учения о логарифме.
3. Некоторые замечания о школьном преподавании.
4. Точка зрения современной теории функций.
II. О тригонометрических функциях.
1. Теория тригонометрических функций в связи с учением о логарифме.
2. Тригонометрические таблицы.
3. Применения тригонометрических функций.
III. Исчисление бескноечно малых в собстевнном смысле слова.
1. Общие замечания относительно исчисления бесконечно малых.
2. Теорема Тейлора.
3. Замечания исторического и педагогического характера.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
I. Трансцендентность чисел e и π.
1. Исторические замечания.
2. Доказательство трансцендентности числа e.
3. Доказательство трансцендентности числа π.
4. Трансцендентные и алгебраические числа.
II. Учение о множествах.
1. Мощность множества.
2. Порядок элементов множества.
3. Заключительные замечания о значении учения о множествах и о преподавании в школе.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Арифметика.
Алгебра.
Анализ.
Именной указатель.
Предметный указатель.
|
Загрузить (Mb) |
djvu (5.26) |
pdf (-) |
ps (-) |
html (-) |
tex (-) |
|