Шклярский Давид Оскарович
Шклярский Давид Оскарович
Cтудент МГУ Давид Шклярский, талантливый математик и блестящий преподаватель, руководил работой кружков в МГУ в 1938-1941 годах.
Им была изобретена используемая и поныне схема работы кружка: Руководитель читал небольшую лекцию, как правило, содержащую законченный рассказ о небольшой математической теории. Иногда рассказ руководителя продолжался в течение двух-трех занятий. На каждом заседании после лекции значительная часть времени отводилась для рассказа школьников о решенных ими задачах. Часть задач, предложенных на дом или для решения тут же на заседании, иллюстрировала предшествовавший рассказ руководителя; другие же задачи были не связаны с этим рассказом, а некоторые являлись темами своеобразных миниатюрных научно-исследовательских работ. Иногда трудная теорема расчленялась на ряд задач, последовательно предлагавшихся участникам. Естественно, что среди предложенных задач встречались и такие, решить которые удавалось лишь немногим школьникам, а отдельные задачи ожидали своего решения (хотя бы одним участником кружка!) недели и даже месяцы.
Наличие задач разной трудности позволяло руководителю вовлечь в активную работу практически всех участников секции. Большое количество предлагавшихся задач (многие из которых были очень трудны) само собой создавало атмосферу творческого соревнования. Рассказать у доски придуманное решение задачи считалось большой честью и доставляло удовольствие учащимся. Участникам кружка, наиболее удачно и продуманно излагавшим свои решения Шклярский иногда поручал провести под его руководством отдельное занятие кружка (впрочем, такие случаи были очень редки).
В кружках Шклярского появились <младшие руководители> - студенты I-II курсов, помогавшие руководителю в подборе и проверке задач. В тех случаях, когда часть занятия кружка посвящалась решению задач на месте, младшие руководители ходили между столиками, за которыми сидели учащиеся, отвечая на вопросы и наблюдая за их успехами; им предоставлялось также право выбора того из учеников, которому поручался рассказ найденного решения у доски. К концу года младшие руководители все чаще самостоятельно проводили занятия, готовясь на будущий год стать руководителями других кружков.
Достоинства новой системы работы были проверены прямым экспериментом. В 1937/38 учебном году Шклярский проводил в своей секции занятия по описанной выше системе, в то время как остальные секции работали по-старинке, главным образом ограничиваясь докладами школьников. Результат превзошел все ожидания: на IV олимпиаде (1938 год) ученики Шклярского унесли половину всех премий (12 из 24), в том числе все 4 первые премии!
В числе последователей Шклярского отметим таких замечательных руководителей секций, как А.С. Кронрод, Е.Б. Дынкин, и воспитанных на традициях кружка В.И. Арнольда, А. А. Кириллова и др.
С тех пор форма работы кружка, найденная Шклярским, стала безраздельно господствующей. Опыт работы Шклярского заложил основу серии <Библиотека математического кружка>, созданной под руководством одного из первых кружковцев И.М.Яглома в 1950-70-е годы.